22 ноября 2016 г.

"Кийзасский" - один из самых крупных из угольных проектов на всем постсоветском пространстве"

Новости: Разрез Кийзасский "Кийзасский" - один из самых крупных из угольных проектов на всем постсоветском пространстве"
Директор разреза Николай Зарубин о результатах работы в 2016 г. и планах на будущий год.

22 ноября 2016

- Николай Юрьевич, с какими результатами предприятие планирует завершить 2016 год?

- Буквально несколько дней назад добыта 10-миллионная тонна угля с начала работы разреза. Символично, что эта первая "круглая" добыча совпала с пятилетием основания ООО "Разрез Кийзасский" и двухлетием с момента ввода предприятия в эксплуатацию.

В этом году мы вышли на проектную мощность добычи - 4,5 млн тонн угля в год, которой изначально планировалось достичь спустя 4-5 лет с момента пуска предприятия. Основная часть угля добывается на участке "Урегольский", запасы которого превышают 100 млн тонн угля и в основном представлены использующимися в энергетике марками "Т" (тощий), "ТС" (тощий слабоспекающийся), а также маркой "КС" (коксовый слабоспекающийся, используется в коксохимической промышленности).

Как и планировали, мы ввели участок "Урегольский 5-6", лицензия на отработку которого приобретена в 2014 году. Ввод в эксплуатацию этого участка обеспечил прирост добычи на 1 млн тонн.

Всего в 2016 году на "Кийзасском" планируется добыть 8 млн тонн угля, что превышает заявленную в начале года плановую цифру в 6 млн тонн. 

 - За счет чего удалось так превысить плановые показатели?

- В настоящее время разрез "Кийзасский" - один из самых крупных из действующих проектов в сфере угледобычи не только в Кузбассе, но и на всем постсоветском пространстве. Это наиболее масштабный проект с точки зрения демонстрируемых показателей и того отрезка времени, в течение которого они были достигнуты. Так, например, в Кузбассе 10 млн тонн угля с одного поля добывают еще только 2-3 предприятия, однако они очень много лет шли к этим результатам. И, думаю, другой такой проект еще не скоро появится. Считаю для себя большим профессиональным везением, что у меня есть возможность участвовать в реализации этого проекта. 

Думаю, достичь таких результатов нам удалось благодаря нескольким факторам. Самый главный - это фактор коллектива. Я горжусь своей командой, которая выполняет поставленные задачи. Это высококлассные специалисты с огромным опытом, к их мнению я всегда прислушиваюсь. Они привыкли работать на опережение, и зачастую их опыт и компетенция позволяют серьезно минимизировать возможные затраты. 

Другой фактор - стабильность в расчетах с контрагентами. Все наши подрядчики понимают, что если они пришли на "Кийзасский", то они, с одной стороны, в срок и в полном объеме получат все, что определено договором. С другой стороны, обязаны в срок и в полном объеме выполнить те обязательства, под которыми подписались, и это не обсуждается.

Кроме того, мы очень серьезно просчитываем риски. Нередко прорабатываем 2-3 варианта решения одной и той же задачи, понимая, что впоследствии это позволит значительно сэкономить время, которое в бизнесе стоит огромных денег.

Конечно же, имеет значение и качество продукции, которую мы поставляем на рынок. Примерно треть добываемого угля - это уголь с низкой зольностью и низким содержанием серы, высокой калорийностью. Сыграло свою роль и то, что в момент пуска разреза одно из кузбасских предприятий, поставляющее на рынок продукцию аналогичных качественных и марочных характеристик, серьезно сократило поставки. В результате уголь "Кийзасского" в значительной части заместил этот объем. 

- Николай Юрьевич, какие планы у "Кийзасского" на 2017 год? Будете ли еще увеличивать мощность? Если да, то планируется ли в связи с этим приобретение горнодобывающего оборудования?

- С осени 2016 года мы вышли на добычу на уровне 800 тыс. тонн угля в месяц, что дает нам все основания планировать добычу в 2017 году на уровне 10 млн тонн. Для этого созданы все необходимые условия: сформирован фронт вскрышных и добычных работ; построена вся логистика, включая порты, через которые мы грузим продукцию; заключены договоры с потребителями на уголь, который мы планируем добыть в следующем году. 

Параллельно увеличению объемов добычи идет планомерный переход к более высокопроизводительному оборудованию. Так, если в момент пуска предприятия мы работали экскаваторами с объемом ковша 2-3 кубометра, то сейчас перешли, главным образом, на работу машинами с объемом ковша 10-11 "кубов". Вывоз угля осуществляют 130-тонные БелАЗы, до конца 2016 года планируем ввести первый на "Кийзасском" автосамосвал грузоподъемностью 200 тонн угля.

 Кроме того, в будущем планируем запуск электрических экскаваторов - это позволит ликвидировать зависимость от дизтоплива, снизить себестоимость продукции, сократить экологическую нагрузку на окружающую среду. Речь идет, в частности, о шагающих экскаваторах с объемом ковша 20 кубометров. Уже в следующем году мы планируем в качестве пилотного проекта ввести в эксплуатацию первый электрический экскаватор. И, если все пойдет хорошо, будем "тянуть" ВЛ и переходить на электромашины. 

- Планируется ли строительство на "Кийзасском" углеобогатительной фабрики, о которой было заявлено в момент пуска разреза? Или качественные характеристики добываемого угля оказались настолько высоки, что в переработке он в принципе не нуждается?

- Фабрика необходима, чтобы сократить потери и увеличить поставки потребителям за счет того продукта, который сегодня уходит в отвал. Согласно расчетам, в перспективе при годовой добыче 10 млн тонн угля в год, порядка 3 млн тонн придется на продукцию, нуждающуюся в доработке.

 К настоящему времени на уровне акционеров принято решение о строительстве модульной фабрики, первую очередь которой планируется ввести в 2017 году. Предполагается, что она обеспечит выход концентрата на уровне 2,5 млн тонн в год

В свою очередь наличие фабрики делает необходимым строительство погрузочной станции и железнодорожного пути. Учитывая, что прокладывать его нужно по пересеченной местности, инвестиции в этот проект оцениваются ориентировочно в 1-1,5 млрд рублей. Вместе с тем, наличие железнодорожной ветки делает актуальным фабрику не на 2,5 млн тонн концентрата, а на 7-8 млн тонн. То есть нужно будет добавлять модули к фабрике. А все вместе это уже очень большие вложения - на уровне 4-5 млрд рублей. В то же время они необходимы, если мы намерены развивать бизнес в долгосрочной перспективе, а наши акционеры настроены именно таким образом. 

С учетом строительства и пуска фабрики, железной дороги, погрузочно-разгрузочной станции и перехода на электрические экскаваторы, необходимо будет протянуть ВЛ до горного отвода. В связи с этим мы заключили предварительное соглашение со специализированными структурами. 

В долгосрочной перспективе рассматривается возможность увеличения мощности добычи "Кийзасского" до 15 млн тонн угля в год.

- Сталкиваетесь ли Вы с проблемой дефицита кадров?

- У нас нет такой проблемы. У меня лежит около 800 резюме, в том числе есть желающие из Иркутской и Новосибирской областей, готовые приехать на "Кийзасский" работать вахтовым методом. 

Думаю, главная причина в том, что люди видят: мы пришли не на один день, предприятие развивается, в него вкладываются деньги и, значит, есть перспектива. Учитывая, что на многих других угледобывающих предприятиях региона идет оптимизация численности работающих и сокращаются инвестпрограммы, ключевым преимуществом является именно наличие перспективы.

 В настоящее время на разрезе трудится порядка 3 тыс. человек, включая подрядчиков. "Кийзасский" является самым крупным промпредприятием в городе Мыски с населением порядка 40 тыс. человек. Примерно 1 тыс. работников разреза - мысковчане. Недавно, кстати, узнал любопытный факт: за последние 2 года удвоился оборот предприятий розничной торговли в том районе Мысков, где живут вахтовики, работники наших организаций-подрядчиков.

 Зарплата у нас такая же, как на соседних угольных предприятиях, индексация - каждый квартал, полный соцпакет. Наши сотрудники имеют все отраслевые и прочие льготы, предусмотренные законодательством. Все необходимые платежи совершаются стабильно и в срок. Мы взяли лучшее, что есть в других угольных компаниях, здесь не нужно изобретать велосипед. Те льготы и условия, которые определены законодательством - их вполне достаточно, они позволяют человеку чувствовать себя защищенным. Думаю, один из критериев реальной вовлеченности в рабочие процессы в любой компании - наличие больничных листов у сотрудников. На "Кийзасском" их практически нет - только у молодых мам по уходу за детьми.

Кроме того, "Кийзасский" активно занимается благотворительностью - начиная с 2012 года и по сегодняшний день была оказана благотворительная помощь на сумму более 125 млн рублей. Кроме того, ООО "Разрез Кийзасский", является крупным налогоплательщиком - общая сумма уплаченных налогов во все уровни бюджета за период с 2012 года превышает 1,85 млрд рублей. В 2015 году разрез стал единственным предприятием Сибири, которое получило медаль и диплом международной Премии "Лучший налогоплательщик года", учрежденной Фондом содействия развитию предпринимательства при участии Счетной палаты РФ, Госдумы, Совета Федерации. Выявляли успешные предприятия с высочайшим уровнем финансовой дисциплины, прозрачным ведением бизнеса.

(Материал предоставлен агентством "Интерфакс-Сибирь")